Артикуляционная гимнастика

Требования к артикуляционной гимнастике.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же
ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. 
Артикуляционная гимнастика
«УТРО С КОТИКОМ МУЗИКОМ»


























Артикуляционные упражнения  для соноров (звуки «Р», «Рь»).

Норма артикуляции звуков «Р», «Рь»:
- губы раскрыты, нейтральны,
- зубы разомкнуты,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
·         "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
·         "ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»
·         "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
·         "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
·         "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
·         "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
·         "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
·         "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
·         «АВТОМАТ». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
·         «БАРАБАНЩИКИ ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».
·         «ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.
·         «ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
·         «Комар» - улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.


Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Л», «Ль»).

 Норма артикуляции звуков «Л», «Ль»:
- губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,
- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,
- кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную смычку,
- боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух,
- корень языка поднят.
·         "УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
·         «ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
·         "ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.
·         "ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
·         "КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
·         "ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
·         "ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.
·         "ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
·         "ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
·         "МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
·         "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
·         «ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
·         «ПАРОХОД ГУДИТ». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
·         «САМОЛЕТ ГУДИТ». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.